Прекращение деятельности. Закрытие фирмы

Сначала рассмотрим установленную законом полную ликвидацию, результатом проведения которой является исключение из ЕГРЮЛ с выдачей свидетельства об этом. К минусам этой ликвидации можно отнести длительность процедуры, её дороговизна, и главное, вероятность проведения документальной проверки. Если такая проверка выявит какие-либо нарушения в бухгалтерском и налоговом учёте, то это может, поставить под вопрос возможность проведения процедуры, выявить задолженность. Поэтому, выбирая полную ликвидацию, необходимо оценить возможные результаты документальной проверки. Если Вы сомневаетесь, то может быть лучше прибегнуть к "альтернативным" способам ликвидации.

Установленная законом полная ликвидация проходит в несколько строго регламентированных Федеральным законом 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" этапов.

Подготовительный этап:

Составляете Протокол (Решение единственного участника) о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

Извещаете ИФНС о принятом решении по ликвидации по форме № С-09-4, утвержденной приказом ФНС России № ММ-3-09-11@ от 17.01.08 г., к этой форме прикладываете Решение (если у организации единственный участник) или Протокол (если участников несколько) о ликвидации.

Подаете объявление в журнал "Вестник государственной регистрации", для чего заполняете Бланк-заявку на публикацию сообщения в 2-х экз., прикладываете к ней копию Протокола (Решения) о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, платежное поручение (квитанцию) об оплате госпошлины, сопроводительное письмо и ждете месяц. Подающему надо оформить доверенность. Если есть кредиторы - то их необходимо уведомить о ликвидации.

Основной этап:

Проводите инвентаризацию, выявляете кредиторскую и дебиторскую задолженность.
По прошествии месяца подаете в ИФНС № 46 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" по форме Р 15001, Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)" по форме Р 15002, Протокол (Решение единственного участника) и опубликованное объявление.

Составляете промежуточный ликвидационный баланс и в ИФНС подаете "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица" по форме Р 15003. Формы Р 15001, Р 15002, Р 15003 предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 439 от 19 июня 2002 г. "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Выплачиваете кредиторскую задолженность (при её наличии) в порядке очередности.
В ходе ликвидации необходимо также провести работу по оформлению увольнения работников в соответствии с ТК РФ и оформить надлежащим образом уничтожение печати (о уничтожении реестровой здесь или нереестровой печати здесь).

Составляете ликвидационный баланс. Передаете оставшееся после ликвидации имущество учредителям.

Снимаетесь с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах.

Заключительный этап:

Закрываете счета в банках.

Сдаете в архив документы, подлежащие обязательному хранению.

В случае, если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо должно объявить о своем банкротстве. Данная процедура будет являться упрощенной процедурой банкротства и называется банкротством ликвидируемого должника. Такие процедуры банкротства, как: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Несоблюдение требования о возбуждении банкротства является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Что не рекомендуется делать при ликвидации фирмы:

Во-первых, не надо торопиться подавать в регистрирующий орган уведомление о ликвидации фирмы, поскольку законом предусмотрен запрет на проведение любых изменений по фирме, которая находится в процессе ликвидации. И в этом случае Вы окажете себе медвежью услугу. Альтернативного способа ликвидации для Вас уже не будет существовать. Что за этим следует? Прохождение всех проверок по налогам и сборам за последние три года, уплата какой-либо задолженности в бюджет, а также штрафных санкций, которые могут возникнуть в ходе проверок. Исключить фирму из госреестра возможно только при отсутствии задолженности. Поэтому зачастую добровольная ликвидация длится годами. Если бухгалтерская и налоговая отчетность не сдавалась по причине отсутствия хозяйственной деятельности, это также не освобождает Вас от ответственности за несвоевременную сдачу отчетности, более того Вам необходимо будет её восстановить и уплатить штрафные санкции.

Во-вторых, не советуем Вам выбирать самые дешевые услуги по ликвидации фирмы. Заведомо дешевые расценки, как правило, обеспечивают и низкое качество решения проблемы, а иногда и увеличивают проблему в несколько раз. На нашей практике встречались ситуации, когда клиенты приходили после «помощи юристов», с повестками в соответствующие правоохранительные органы, т.к. лица, которым были проданы фирмы, оказались несуществующими или уже умершими на день совершения сделки. В результате, получилось, что бывшие учредители пришли ликвидировать нормальную компанию без долгов и проблем, а нажили себе «головную боль», от которой можно избавиться уже иными способами и за иную плату. В таких случаях, приходит на ум поговорка «скупой платит дважды». Не экономьте на грамотном и профессиональном закрытии Вашей фирмы и лишь в этом случае Вы действительно забудете о ней.

И в-третьих, не следует забывать, что просто бросить фирму и считать её закрытой без проведения каких-либо перерегистраций не является решением проблемы, а только её усугубляет. Исходя из того, что сведения о руководителе и участниках Вашей фирмы содержаться в едином госреестре юридических лиц следует, что, до тех пор, пока Вы не измените эти данные на других лиц, Вы будете продолжать нести ответственность за действия или бездействия компании, в том числе и за несвоевременную сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности.

Многие считают, что непредставление документов для проведения налоговой проверки, если таковая уже назначена, это средство чтобы избежать ответственности. Практика показывает обратный эффект. Законодатель предоставил налоговому органу право проведения проверки по аналогии, т.е. налоговая инспекция вправе запросить информацию по счетам в банках, и, исходя из этих данных, начислить налоги и обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет. В этом случае суммы могут быть гораздо больше, нежели по первичной бухгалтерской документации. Другими словами, говоря, если Вы думаете что лучше перестраховаться и не представить бухгалтерию на проверку, рассуждая - «мало ли что», существует реальная возможность стать задолжником перед бюджетом на гораздо большую сумму. Что делать если налоговая проверка уже назначена, и как избежать негативных последствий? На эти вопросы Вам ответят специалисты нашей фирмы на консультации у нас в офисе.